Селькупы

Самый малочисленный народ Севера. По результатам последней переписи населения численность селькупов составляет всего около 1700 человек. Наибольшее число представителей народа проживает на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, на северо-западных территориях Красноярского края и в Томской области.

Официальное название народа – селькупы – утвердили только в 30-х годах 20 века, оно происходит от самоназвания северной этнографической группы и переводиться как лесной человек. Однако, это не единственное самоназвание народа, южные селькупы называли себя чумылкуп (земляной человек), обские – сюсёкуп (таежный человек).

Селькупы относятся к уральской малой расе, это означает, что в их внешности присутствуют монголоидные и европеоидные черты. У селькупов темные прямые волосы, карие глаза, немного темноватая кожа, нос небольшой, сильно вогнут в переносице, лицо чаще всего плосковатое.

Селькупский язык относится у уральской языковой семье. У селькупов долгое время не существовало письменности, первая попытка создать письменность на основе кириллицы относиться к 19 веку, однако эта попытка не имела большого успеха так как русский алфавит не позволил корректно передать звучание языка.

Вторая попытка состоялась в 30х годах 20 века, за основу приняли латиницу, издали большое количество учебной литературы на селькупском языке. Но всего через 7 лет, в 1930 году селькупскую письменность снова перенесли на кириллицу из-за чего началась большая путаница. В настоящее время селькупский язык практически не используется в печатных источниках, основными сферами применения языка остаются народные промыслы, общение в семье, фольклор.

Традиционными занятиями селькупов являются рыболовство и охота. Северные селькупы занимались оленеводством в основном в качестве вспомогательной отрасли (транспорт, шкуры и.т.д.). Южные селькупы умели изготавливать керамические изделия, обрабатывать металлы, ткать холсты, добились больших успехов кузнечном деле, выращивали зерно и табак. Данные отрасли активно развивались вплоть до 17 века, когда были вытеснены более качественными привозными товарами.

Селькупы жили в укрепленных рвом и частоколом городках. Внутри городка располагались землянки из бревен, в каждой землянке имелся длинный подземный коридор, ведущий к реке. В некоторых городках имелись двухэтажные землянки-укрепления, предназначенные для обороны городка. Имелись также небольшие города-крепости, укрепленные тремя линиями валов и рвов. Здесь находились воины во главе с князцом, а обычные люди жили за стенами крепости в юртах и укрывались в городе в случае нападения.

Традиционными верованиями селькупов являлись анимизм и шаманизм. Мир у селькупов состоял из трех пластов – небесного, земного и подземного, причем небесный и подземный делились еще на 7 частей. В небесном мире обитало верховное божество Нум, в подземном мире обитали мертвые и злые духи. Нум управляет погодой, плодородностью земли, может насылать на людей болезни. Духи были у всех стихий, в лесу жила хозяйка леса, в каждом озере, каждой реке живет водяной дух.

Селькупы особо почитали огонь, считали, что в нем живет хозяйка огня. Поэтому с огнем необходимо бережно обращаться, его надо кормить той же пищей, что ели сами. С огнем у селькупов связано множество запретов, например в огне нельзя сжигать мусор и объедки, нельзя кидать в огонь и сушить над ним «нечистые» предметы, на огонь нельзя ругаться. Если с огнем обходились непочтительно он мог разгневаться и покарать.

У селькупов, как и у других народов, существовали культовые места, это места произрастания священных деревьев, места, на которых установлены идолы. Собственные культовые места были у каждого селькупского рода. На культовом месте совершались обряды, при посещении культового места необходимо было привязать к дереву полоску ткани, символизирующим духа, с завернутым в нее подношением. У селькупов был развит шаманизм. Дар шамана передавался по наследству, чаще всего по мужской линии, но известны и женщины-шаманы.

С 18 века селькупы приняли христианство, но многие верования, обряды и праздники существуют и по сей день.

2018-09-20T10:04:10+00:0012 ноября 2017|Теги: |0 комментариев

Обсуждение