Ненцы

Это народ самодийской группы, в первом тысячелетии нашей эры мигрировавший на северные земли из южной Сибири. Самоназвание ненцев – ненць, ненэй – что в переводе с ненецкого языка означает настоящий человек, с 1930 этот термин является официальным названием народа. Иногда можно встретить и другие, уже устаревшие, названия – юраки, самоеды.

У народа есть свой язык – ненецкий — относящийся к уральской языковой семье. Ненецкий язык имеет два диалекта, появившиеся в результате деления народа на две неравные по численности этнографические группы. Около 85-90% ненцев относятся к тундровой этнографической группе и говорят на тундровом диалекте, остальные 10-15% представляют лесную этнографическую группу и лесной диалект. Письменность у ненцев появилась сравнительно поздно, в 30-х годах двадцатого века.

В облике ненцев сочетаются монголоидные и европеоидные черты. Обычно это невысокие (около 1,6 м) люди со светлой иногда слегка желтоватой кожей, каштановыми или черными волосами, темно-карими глазами.

За долгие века жизни в суровых северных условиях ненцы научились изготавливать уникальную одежду, наилучшим образом сохраняющую тепло и защищающую от ветра, снега, дождя и мороза. Одежда ненцев делиться на мужскую и женскую.

Мужская зимняя одежда состоит из малицы, пим, меховых штанов, пояса, чижей, совика и шапки. Женская зимняя одежда включает ягушку, пимы, меховые штаны, пояс, чижи и шапку. Малица представляет собой глухую мужскую верхнюю одежду до колен из оленьих шкур, сшитых мехов внутрь. К горловине малицы пришивают капюшон на завязках, а к рукавам варежки. Малица подвязывается поясом. На малицу надевается совик – также глухая верхняя одежда, но она сшита мехом наружу, капюшон отделан мехом, нет вшитых варежек. Совик носиться без пояса.

Женщины зимой носят ягушку, она отличается от мужской малицы только разрезом спереди и богатой отделкой. Ненецкая обувь обычно шьется высокой, до паха, такую обувь называют пимы. Пимы шьются из шкур, снятых с ног оленей, на пошив мужских пим уходит около 10 шкурок, на пошив женских 8. Для удобства ношения пимы подвязывают ремешками под коленями и закрепляют ремешками к кольцам, нашитым на меховые штаны. Под пимы надевают чижи – меховые чулки до паха, женские чижи короче мужских.

Летняя одежда редко шилась специально, обычно это была поношенная зимняя одежда без подклада у которой сильно вытерся мех. С приходом русских и развитием торговли летнюю одежду стали шить из сукна.

Традиционными занятиями ненцев являлись рыболовство и охота зверя, птицу и диких оленей. До 18 века домашних оленей разводили только в качестве транспортного средства и как помощника в охоте (домашний олень приманивал диких). С 18 века к традиционным занятиям добавилось оленеводство. Помощником ненца-оленевода стала специально обученная собака – лайка.

Оседлые ненцы жили в домах в поселках. Дома ненцев отличались от домов русских немного меньшим размером и отсутствием двора с хозяйственными постройками. Кочевые ненцы жили в чумах – разборных шестовых жилищах. Для постройки чума используют 25-50 длинных еловых шестов, расставленных по кругу под углом к центру и скрепленных между собой концами. Летом в качестве покрытия чума использовали бересту или оленьи шкуры в один слой (сейчас используют брезент), зимой чум покрывают двойным слоем оленьих шкур. Оленье стадо выпасали несколькими родственными семьями, поэтому стойбище состояло из нескольких таких чумов.

Среди ненцев был распространен анимизм – ненцы верили, что их окружают духи. Главным духом считался Нум – дух неба, покровитель погоды, он мог управлять снегом, молниями, дождем и бурями. Другими почитаемыми духами были духи стихий – воды, земли, леса, огня, реки, озера. От воли этих духов зависело вернутся лиохотник и рыболов с богатой добычей или придут ни с чем, поэтому духов старались задобрить жертвоприношениями.

В качестве жертвы в основном использовался олень (многих духов можно было задобрить только принеся в жертву белого оленя), для задабривания злого духа, вызывающего болезни, приносили в жертву собаку, также известны человеческие жертвоприношения (например, для задабривания духа воды выпавшего с лодки рыбака не спасали). Наибольшую силу имели жертвоприношения, совершенные в специальных культовых местах.

Помимо природных духов у ненцев существовали и семейные духи-покровители. Это могли быть фигурки из дерева или небольшие камешки необычной формы. Духи-покровители «жили» в специальном сундучке, который передавался по мужской линии. По женской линии передавался только один дух-покровитель – «старуха чума», которая отличалась от остальных духов тем, что не имела материальной основы и состояла лишь из крошечной одежды.

Особый интерес представляют взгляды ненцев на загробный мир. Ненцы верили, что умерший человек попадает в мир мертвых, там он живет также как и на земле – охотиться, рыбачит, разводит оленей, живет он ровно столько же лет, сколько прожил до смерти. Все животные в загробном мире – это животные, которые умерли на земле.

В мире мертвых все зеркально миру людей: день и ночь поменялись местами, целое будет сломанным, а сломанное целым и т.д. Данные представления лежат в основе погребального обряда ненцев. В гроб умершему клали принадлежащие ему вещи, которые должны пригодиться в загробной жизни, но в соответствии с представлениями о мире мертвых эти вещи предварительно портили. Нарты (ненецкие сани), предназначенные для мертвого, просто переворачивали вверх дном.

В последние годы национальная культура народа и древние традиции вытесняются современными, однако в сельской местности и у ненцев-оленеводов еще сохраняются национальные традиции, праздники, погребальные обряды и культ духов-хранителей.

2018-09-20T09:59:59+00:0016 мая 2017|Теги: |0 комментариев

Обсуждение